АДМИНИСТРАЦИЯ
РАКИТНЕНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
01.06.2023 № 109
Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в администрации Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края
В соответствии со статьями 209, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда», администрация Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системе управления охраной труда в администрации Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
2. Опубликовать настоящее постановление в Информационном бюллетене Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края и разместить на официальном сайте администрации Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Глава сельского поселения С.В. Матвеев
УТВЕРЖДЕНО
постановлением администрации
Ракитненского сельского поселения
Хабаровского муниципального района
Хабаровского края
от ____________ №
Положение
о системе управления охраной труда в администрации Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края
I. Общие положения
1. Настоящее положение о системе управления охраной труда в администрации Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Примерным положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 776н.
2. Настоящее Положение создано в целях обеспечения сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности посредством профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижения уровня воздействия (устранения воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки и снижения воздействия уровней профессиональных рисков, которым подвергаются работники администрации Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
3. Настоящее Положение о системе управления охраной труда в администрации Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее также – СУОТ, сельское поселение) устанавливает общие требования к организации работы по охране труда на основе нормативных правовых документов, принципов и методов управления, направленных на совершенствование деятельности по охране труда.
Функционирование СУОТ осуществляется посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.
4. СУОТ совместима с другими системами управления, действующими в администрации сельского поселения.
5. СУОТ представляет собой единство:
а) организационных структур управления администрации сельского поселения с фиксированными обязанностями его должностных лиц;
б) мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
в) документированной информации, включающей локальные нормативные акты, регламентирующие мероприятия СУОТ, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы.
6. Действие СУОТ распространяется на всей территории, во всех зданиях и сооружениях администрации сельского поселения. СУОТ регламентирует единый порядок подготовки, принятия и реализации решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и здоровых условий труда работников администрации сельского поселения.
7. Требования СУОТ обязательны для всех работников администрации сельского поселения и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях администрации сельского поселения.
8. СУОТ состоит из следующих разделов и подразделов:
а) политика в области охраны труда;
б) цели в области охраны труда;
в) обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами);
г) процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда (далее - процедуры), включая:
планирование мероприятий по охране труда;
выполнение мероприятий по охране труда;
контроль планирования и выполнения мероприятий по охране труда, анализ по результатам контроля;
формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
управление документами СУОТ;
информирование работников и взаимодействие с ними;
распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ.
д) основные процессы по охране труда, включая:
специальную оценку условий труда (далее - СОУТ);
оценку профессиональных рисков (далее - ОПР);
проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников;
проведение обучения работников;
обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов;
санитарно-бытовое обеспечение работников;
обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
обеспечение социального страхования работников;
взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
реагирование на аварийные ситуации;
реагирование на несчастные случаи;
реагирование на профессиональные заболевания.
Работодатель, по необходимости, ежегодно пересматривает цели в области охраны труда, исходя из результатов оценки эффективности СУОТ.
9. Все вопросы, не урегулированные настоящим Положением, регулируются действующим трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
II. Политика в области охраны труда
10. Политика администрации сельского поселения в области охраны труда (далее - политика по охране труда) является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
11. Политика по охране труда:
направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;
направлена на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
соответствует специфике экономической деятельности и организации работ у работодателя, особенностям профессиональных рисков и возможностям управления охраной труда;
отражает цели в области охраны труда;
включает обязательства работодателя по устранению опасностей и снижению уровней профессиональных рисков на рабочих местах;
включает обязательство работодателя совершенствовать СУОТ;
учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа (при наличии).
12. В политике по охране труда отражены:
положения о соответствии условий труда на рабочих местах в администрации сельского поселения требованиям охраны труда;
обязательства администрации сельского поселения по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;
положения об учете специфики деятельности администрации сельского поселения и видов осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников;
порядок совершенствования функционирования СУОТ.
III. Цели в области охраны труда
14. Основные цели администрации сельского поселения в области охраны труда (далее - цели) содержатся в политике по охране труда и достигаются путем реализации администрацией сельского поселения процедур, предусмотренных разделом V настоящего Положения.
15. Цели сформулированы с учетом необходимости оценки их достижения.
16. Основной целью является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников администрации сельского поселения.
IV. Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами)
17. Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами администрации сельского поселения осуществляется с использованием уровней управления.
18. Организация работ по охране труда в администрации сельского поселения, выполнение обязанностей возлагаются на главу сельского поселения.
19. Уровни управления охраной труда:
а) уровень должностного лица, на которого возложено исполнение функций специалиста по охране труда;
б) уровень администрации сельского поселения в целом.
20. Обязанности должностных лиц администрации сельского поселения в сфере охраны труда устанавливаются в зависимости от уровня управления. При этом на каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда персонально для руководителя или принимающего участие в управлении работника, в т.ч. информирование работников в рамках СУОТ:
а) о политике и целях в области охраны труда;
б) о системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда и об ответственности за их нарушение;
в) о результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);
г) об опасностях и рисках на своих рабочих местах, а также разработанных в их отношении мерах управления.
21. На уровне управления, указанном в подпункте «а» пункта 19 настоящего Положения, устанавливаются обязанности в сфере охраны труда должностного лица, на которого возложено исполнение функций специалиста по охране труда.
22. На уровне управления, указанном в подпункте «б» пункта 19 настоящего Положения, устанавливаются обязанности в сфере охраны труда непосредственно администрации сельского поселения в лице главы сельского поселения.
23. На каждом уровне управления устанавливаются обязанности в сфере охраны труда штатных специалистов по охране труда.
24. Управление охраной труда осуществляется при непосредственном участии работников и первичной профсоюзной (при наличии) организации администрации сельского поселения.
25. Распределение обязанностей в сфере охраны труда закрепляется в отдельных локальных нормативных актах администрации сельского поселения, планах мероприятий, а также в трудовых договорах и (или) должностных инструкциях лиц, участвующих в управлении охраной труда.
26. Обязанности в сфере охраны труда:
а) администрация сельского поселения:
гарантирует права работников на охрану труда, включая обеспечение условий труда, соответствующих требованиям охраны труда;
обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха работников;
организует ресурсное обеспечение мероприятий по охране труда;
организует безопасную эксплуатацию производственных зданий, сооружений, оборудования;
принимает меры по предотвращению аварий, сохранению жизни и здоровья работников и иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим первой помощи;
обеспечивает создание и функционирование СУОТ;
руководит разработкой организационно-распорядительных документов и распределяет обязанности в сфере охраны труда между должностными лицами, на которых возложено исполнение функций специалиста по охране труда;
определяет ответственность должностных лиц, на которых возложено исполнение функций специалиста по охране труда, за деятельностью в области охраны труда;
организует в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации проведение за счет собственных средств обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров;
обеспечивает соблюдение установленного порядка обучения и профессиональной подготовки работников, включая подготовку по охране труда, с учетом необходимости поддержания необходимого уровня компетентности для выполнения служебных обязанностей, относящихся к обеспечению охраны труда;
допускает к самостоятельной работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивает приобретение и выдачу за счет собственных средств, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, в соответствии с условиями труда и согласно типовым нормам их выдачи;
обеспечивает приобретение и функционирование средств коллективной защиты;
организует проведение специальной оценки условий труда;
организует управление профессиональными рисками;
организует и проводит контроль за состоянием условий и охраны труда;
содействует работе комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных работниками представительных органов;
осуществляет информирование работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
обеспечивает санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда;
принимает участие в расследовании причин аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, принимает меры по устранению указанных причин, по их предупреждению и профилактике;
своевременно информирует органы государственной власти о происшедших авариях, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;
организует исполнение указаний и предписаний органов государственной власти, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности;
по представлению уполномоченных представителей органов государственной власти отстраняет от работы лиц, допустивших неоднократные нарушения требований охраны труда;
б) глава сельского поселения:
обеспечивает функционирование системы управления охраной труда в администрации сельского поселения;
приостанавливает работы в случаях, установленных требованиями охраны труда;
обеспечивает доступность документов и информации, содержащих требования охраны труда, действующие в администрации сельского поселения, для ознакомления с ними работников и иных лиц;
в) работник:
обеспечивает соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения своих трудовых функций, включая выполнение требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка администрация сельского поселения, а также соблюдение производственной, технологической и трудовой дисциплины, выполнение указаний руководителя работ;
проходит медицинские осмотры;
проходит подготовку по охране труда, а также по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве;
участвует в контроле за состоянием условий и охраны труда;
содержит в чистоте свое рабочее место;
перед началом рабочей смены (рабочего дня) проводит осмотр своего рабочего места;
следит за исправностью оборудования и инструментов на своем рабочем месте;
о выявленных при осмотре своего рабочего места недостатках докладывает своему непосредственному руководителю и действует по его указанию;
правильно использует средства индивидуальной и коллективной защиты и приспособления, обеспечивающие безопасность труда;
извещает своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), или иных лиц;
при возникновении аварий действует в соответствии с ранее утвержденным работодателем порядком действий в случае их возникновения и принимает необходимые меры по ограничению развития возникшей аварии и ее ликвидации;
принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
г) должностное лицо, на которое возложено исполнение функций специалиста по охране труда:
обеспечивает функционирование СУОТ;
осуществляет руководство организационной работой по охране труда в администрации сельского поселения;
организует размещение в доступных местах наглядных пособий и современных технических средств для проведения подготовки по охране труда;
осуществляет контроль за обеспечением работников в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации нормативной правовой и методической документацией в области охраны труда;
контролирует соблюдение требований охраны труда в администрации сельского поселения, трудового законодательства в части охраны труда, режимов труда и отдыха работников, указаний и предписаний органов государственной власти по результатам контрольно-надзорных мероприятий;
осуществляет контроль за состоянием условий и охраны труда;
организует разработку мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контролирует их выполнение;
осуществляет оперативную и консультативную связь с органами государственной власти по вопросам охраны труда;
участвует в разработке и пересмотре локальных актов по охране труда;
участвует в организации и проведении подготовки по охране труда;
контролирует обеспечение, выдачу, хранение и использование средств индивидуальной и коллективной защиты, их исправность и правильное применение;
участвует в организации и проведении специальной оценки условий труда;
участвует в управлении профессиональными рисками;
организует и проводит проверки состояния охраны труда в администрации сельского поселения;
организует проведение медицинских осмотров;
дает указания (предписания) об устранении имеющихся недостатков и нарушений требований охраны труда, контролирует их выполнение;
участвует в расследовании аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, ведет учет и отчетность по ним, анализирует их причины, намечает и осуществляет мероприятия по предупреждению повторения аналогичных случаев, контролирует их выполнение.
V. Процедуры, направленные на достижение целей
в области охраны труда
27. С целью организации процедуры подготовки работников по охране труда, исходя из специфики своей деятельности, администрация сельского поселения устанавливает (определяет):
а) требования к необходимой профессиональной компетентности по охране труда работников, ее проверке, поддержанию и развитию;
б) перечень профессий (должностей) работников, проходящих стажировку по охране труда, с указанием ее продолжительности по каждой профессии (должности);
в) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда в обучающих организациях, допущенных к оказанию услуг в области охраны труда;
г) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда у работодателя;
д) перечень профессий (должностей) работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте;
е) работников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте в администрации сельского поселения, за проведение стажировки по охране труда;
ж) вопросы, включаемые в программу инструктажа по охране труда;
з) состав комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда;
и) регламент работы комиссии работодателя по проверке знаний требований охраны труда;
к) перечень вопросов по охране труда, по которым работники проходят проверку знаний в комиссии работодателя;
л) порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве;
м) порядок организации и проведения инструктажа по охране труда;
н) порядок организации и проведения стажировки на рабочем месте и подготовки по охране труда.
28. В ходе организации процедуры подготовки работников по охране труда администрация сельского поселения учитывает необходимость подготовки работников исходя из характера и содержания выполняемых ими работ, имеющейся у них квалификации и компетентности, необходимых для безопасного выполнения своих должностных обязанностей:
формы работы с персоналом в зависимости от категории персонала;
планирование аттестаций и обучения работников администрации сельского поселения по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, промышленной безопасности и охране труда;
план-график обучения и проверки знаний по охране труда членов аттестационной комиссии, работников администрации сельского поселения на очередной год.
29. С целью организации процедуры организации и проведения оценки условий труда администрация сельского поселения, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет):
а) порядок создания и функционирования комиссии по проведению специальной оценки условий труда, а также права, обязанности и ответственность ее членов;
б) организационный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работодателя в части деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
в) порядок осуществления отбора и заключения гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, учитывающий необходимость привлечения к данной работе наиболее компетентной в отношении вида деятельности администрации сельского поселения;
г) порядок урегулирования споров по вопросам специальной оценки условий труда;
д) порядок использования результатов специальной оценки условий труда.
30. С целью организации процедуры управления профессиональными рисками администрация сельского поселения, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:
а) выявление опасностей;
б) оценка уровней профессиональных рисков;
в) снижение уровней профессиональных рисков.
31. Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются работодателем с привлечением специалиста по охране труда, комитета (комиссии) по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов.
32. В качестве опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, администрация сельского поселения, исходя из специфики своей деятельности, рассматривает:
а) механические опасности:
опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или поскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам;
опасность удара;
опасность пореза частей тела, в том числе кромкой листа бумаги, канцелярским ножом, ножницами;
опасность травмирования, в том числе в результате выброса подвижной обрабатываемой детали, падающими или выбрасываемыми предметами, движущимися частями оборудования, снегом и (или) льдом, упавшими с крыш зданий и сооружений;
б) электрические опасности:
опасность поражения током вследствие прямого контакта с токоведущими частями из-за касания незащищенными частями тела деталей, находящихся под напряжением;
опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенный контакт);
опасность поражения электростатическим зарядом;
опасность поражения током от наведенного напряжения на рабочем месте;
опасность поражения вследствие возникновения электрической дуги;
опасность поражения при прямом попадании молнии;
опасность косвенного поражения молнией;
в) термические опасности:
опасность ожога при контакте незащищенных частей тела с поверхностью предметов, имеющих высокую температуру;
опасность ожога от воздействия на незащищенные участки тела материалов, жидкостей или газов, имеющих высокую температуру;
опасность ожога от воздействия открытого пламени;
опасность теплового удара при длительном нахождении на открытом воздухе при прямом воздействии лучей солнца на незащищенную поверхность головы;
опасность теплового удара от воздействия окружающих поверхностей оборудования, имеющих высокую температуру;
опасность теплового удара при длительном нахождении вблизи открытого пламени;
опасность теплового удара при длительном нахождении в помещении с высокой температурой воздуха;
ожог роговицы глаза;
опасность от воздействия на незащищенные участки тела материалов, жидкостей или газов, имеющих низкую температуру;
г) опасности, связанные с воздействием микроклимата и климатические опасности:
опасность воздействия пониженных температур воздуха;
опасность воздействия повышенных температур воздуха;
опасность воздействия влажности;
опасность воздействия скорости движения воздуха;
д) опасности из-за недостатка кислорода в воздухе:
опасность недостатка кислорода из-за вытеснения его другими газами или жидкостями;
опасность недостатка кислорода в подземных сооружениях;
опасность недостатка кислорода в безвоздушных средах;
е) барометрические опасности:
опасность неоптимального барометрического давления;
опасность от повышенного барометрического давления;
опасность от пониженного барометрического давления;
опасность от резкого изменения барометрического давления;
ж) опасности, связанные с воздействием химического фактора:
опасность от контакта с высокоопасными веществами;
опасность от вдыхания паров вредных жидкостей, газов, пыли, тумана, дыма;
опасность веществ, которые вследствие реагирования с щелочами, кислотами, аминами, диоксидом серы, тиомочевинной, солями металлов и окислителями могут способствовать пожару и взрыву;
опасность образования токсичных паров при нагревании;
опасность воздействия на кожные покровы смазочных масел;
опасность воздействия на кожные покровы чистящих и обезжиривающих веществ;
з) опасности, связанные с воздействием аэрозолей преимущественно фиброгенного действия:
опасность воздействия пыли на глаза;
опасность повреждения органов дыхания частицами пыли;
опасность воздействия пыли на кожу;
опасность, связанная с выбросом пыли;
опасности воздействия воздушных взвесей вредных химических веществ;
опасность воздействия на органы дыхания воздушных взвесей, содержащих смазочные масла;
опасность воздействия на органы дыхания воздушных смесей, содержащих чистящие и обезжиривающие вещества;
и) опасности, связанные с воздействием биологического фактора:
опасность из-за воздействия микроорганизмов-продуцентов, препаратов, содержащих живые клетки и споры микроорганизмов;
опасность из-за контакта с патогенными микроорганизмами;
опасности из-за укуса переносчиков инфекций;
к) опасности, связанные с воздействием тяжести и напряженности трудового процесса:
опасность, связанная с наклонами корпуса;
опасность, связанная с рабочей позой;
опасность вредных для здоровья поз, связанных с чрезмерным напряжением тела;
опасность психических нагрузок, стрессов;
опасность перенапряжения зрительного анализатора;
л) опасности, связанные с воздействием шума:
опасность повреждения мембранной перепонки уха, связанная с воздействием шума высокой интенсивности;
опасность, связанная с возможностью не услышать звуковой сигнал об опасности;
м) опасности, связанные с воздействием вибрации:
опасность, связанная с воздействием общей вибрации;
н) опасности, связанные с воздействием световой среды:
опасность недостаточной освещенности в рабочей зоне;
опасность повышенной яркости света;
опасность пониженной контрастности;
о) опасности, связанные с воздействием неионизирующих излучений:
опасность, связанная с ослаблением геомагнитного поля;
опасность, связанная с воздействием электростатического поля;
опасность, связанная с воздействием постоянного магнитного поля;
опасность, связанная с воздействием электрического поля промышленной частоты;
опасность, связанная с воздействием магнитного поля промышленной частоты;
опасность от электромагнитных излучений;
опасность, связанная с воздействием лазерного излучения;
опасность, связанная с воздействием ультрафиолетового излучения;
п) опасности, связанные с воздействием ионизирующих излучений:
опасность, связанная с воздействием гамма-излучения;
опасность, связанная с воздействием рентгеновского излучения;
опасность, связанная с воздействием альфа-, бета-излучений, электронного или ионного и нейтронного излучений;
р) опасности, связанные с воздействием животных:
опасность укуса;
опасность разрыва;
опасность раздавливания;
опасность заражения;
опасность воздействия выделений;
с) опасности, связанные с воздействием насекомых:
опасность укуса;
опасность попадания в организм;
опасность инвазий гельминтов;
т) опасности, связанные с воздействием растений:
опасность воздействия пыльцы, фитонцидов и других веществ, выделяемых растениями;
опасность ожога выделяемыми растениями веществами;
опасность пореза растениями;
у) опасности, связанные с организационными недостатками:
опасность, связанная с отсутствием на рабочем месте инструкций, содержащих порядок безопасного выполнения работ, и информации об имеющихся опасностях, связанных с выполнением рабочих операций;
опасность, связанная с отсутствием описанных мероприятий (содержания действий) при возникновении неисправностей (опасных ситуаций) при обслуживании устройств, оборудования, приборов или при использовании биологически опасных веществ;
опасность, связанная с отсутствием на рабочем месте перечня возможных аварий;
опасность, связанная с отсутствием на рабочем месте аптечки первой помощи, инструкции по оказанию первой помощи пострадавшему на производстве и средств связи;
опасность, связанная с отсутствием информации (схемы, знаков, разметки) о направлении эвакуации в случае возникновения аварии;
опасность, связанная с допуском работников, не прошедших подготовку по охране труда;
х) опасности пожара:
опасность от вдыхания дыма, паров вредных газов и пыли при пожаре;
опасность воспламенения;
опасность воздействия открытого пламени;
опасность воздействия повышенной температуры окружающей среды;
опасность воздействия пониженной концентрации кислорода в воздухе;
опасность воздействия огнетушащих веществ;
опасность воздействия осколков частей разрушившихся зданий, сооружений, строений;
ц) опасности обрушения:
опасность обрушения подземных конструкций;
опасность обрушения наземных конструкций;
ч) опасности транспорта:
опасность наезда на человека;
опасность падения с транспортного средства;
опасность раздавливания человека, находящегося между двумя сближающимися транспортными средствами;
опасность травмирования в результате дорожно-транспортного происшествия;
ш) опасности насилия:
опасность насилия от враждебно настроенных работников;
опасность насилия от третьих лиц;
щ) опасности взрыва:
опасность самовозгорания горючих веществ;
опасность возникновения взрыва, происшедшего вследствие пожара;
опасность воздействия ударной волны;
опасность воздействия высокого давления при взрыве;
опасность ожога при взрыве;
э) опасности, связанные с применением средств индивидуальной защиты:
опасность, связанная с несоответствием средств индивидуальной защиты анатомическим особенностям человека;
опасность, связанная со скованностью, вызванной применением средств индивидуальной защиты;
опасность отравления.
33. При рассмотрении перечисленных в пункте 32 настоящего Положения опасностей администрация сельского поселения проводит анализ, оценку и упорядочивание всех выявленных опасностей, исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.
34. Методы оценки уровня профессиональных рисков определяются администрацией сельского поселения с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций.
Допускается использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций.
35. При описании процедуры управления профессиональными рисками учитывается следующее:
а) управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности администрации сельского поселения;
б) тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
в) все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;
г) процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;
д) эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.
36. К мерам по исключению или снижению уровней профессиональных рисков относятся:
а) исключение опасной работы (процедуры);
б) замена опасной работы (процедуры) менее опасной;
в) реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;
г) реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;
д) использование средств индивидуальной защиты;
е) страхование профессионального риска.
37. С целью организации процедуры организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников администрация сельского поселения, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает (определяет):
а) порядок осуществления как обязательных (в силу положений нормативных правовых актов), так и на добровольной основе (в том числе по предложениям работников, уполномоченных ими представительных органов, комитета (комиссии) по охране труда) медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников;
б) перечень профессий (должностей) работников, которые подлежат медицинским осмотрам, психиатрическим освидетельствованиям, химико-токсикологическим исследованиям.
38. Администрация сельского поселения производит информирование всех работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях.
39. Указанное в пункте 38 настоящего Положения информирование осуществляется в следующих формах:
а) включение соответствующих положений в трудовой договор работника;
б) ознакомление работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
в) размещение сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;
г) использование информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
д) размещение соответствующей информации в общедоступных местах.
40. С целью организации процедуры обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников администрация сельского поселения определяет мероприятия по предотвращению возможности травмирования работников, их заболеваемости из-за переутомления и воздействия психофизиологических факторов. К таким мероприятиям относятся:
а) обеспечение рационального использования рабочего времени;
б) обеспечение внутрисменных перерывов для отдыха работников, включая перерывы для создания благоприятных микроклиматических условий;
в) поддержание высокого уровня работоспособности и профилактика утомляемости работников.
41. При организации процедуры обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в администрации сельского поселения:
а) устанавливается порядок выявления потребности в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
б) разрабатывается порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, включая организацию учета, хранения, дезактивации, химической чистки, стирки и ремонта средств индивидуальной защиты;
в) разрабатывается перечень профессий (должностей) работников и положенных им средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств.
42. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, производится по наименованиям, реквизитам и с указанием на типовые нормы выдачи работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, применение которых обязательно.
43. Выдача работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств сверх установленных норм их выдачи или в случаях, не определенных типовыми нормами их выдачи, осуществляется в зависимости от результатов проведения процедур оценки условий труда и уровней профессиональных рисков.
VI. Планирование мероприятий по реализации процедур
46. План мероприятий по реализации процедур в администрации сельского поселения составляется ежегодно и утверждается главой сельского поселения.
47. В плане отражаются:
а) результаты проведенного анализа состояния условий и охраны труда в администрации сельского поселения;
б) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;
в) ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
г) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
д) ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;
е) источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.
VII. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
48. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур в администрации сельского поселения устанавливается порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:
а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению;
б) получение информации для определения результативности и эффективности процедур;
в) получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.
49. В администрации сельского поселения определяются основные виды контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, к которым относятся:
а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, выполнения работ работником в рамках осуществляемых технологических процессов, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур;
б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
в) учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменений или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов;
г) контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.
50. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются в форме акта.
51. В случаях, когда в ходе проведения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований и, как следствие, возможного повторения аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия.
VIII. Планирование улучшений функционирования СУОТ
52. Улучшение функционирования СУОТ в администрации сельского поселения производится по результатам контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, а также учета результатов расследований аварий, несчастных случаев, микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.
53. При планировании улучшения функционирования СУОТ администрация сельского поселения проводит анализ эффективности функционирования СУОТ, предусматривающий оценку следующих показателей:
а) степень достижения целей в области охраны труда;
б) способность СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей администрацией сельского поселения, отраженных в политике по охране труда;
в) эффективность действий, намеченных администрацией сельского поселения на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;
г) необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц администрации сельского поселения в области охраны труда, перераспределение ресурсов работодателя;
д) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.
IX. Реагирование на аварии, несчастные случаи, микроповреждения (микротравмы) и профессиональные заболевания
54. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в администрации сельского поселения выявляются потенциально возможные аварии, устанавливается порядок действий в случае их возникновения.
55. Порядок действий при возникновении аварии производится с учетом существующих и разрабатываемых планов реагирования на аварии и ликвидации их последствий, а также необходимости гарантировать в случае аварии:
а) невозобновление работы в условиях аварии;
б) защиту людей, находящихся в рабочей зоне, при возникновении аварии посредством использования внутренней системы связи и координации действий по ликвидации последствий аварии;
в) возможность работников остановить работу и/или незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место;
г) предоставление информации об аварии соответствующим компетентным органам, службам и подразделениям по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, надежной связи работодателя с ними;
д) оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве и при необходимости вызов скорой медицинской помощи (или оказание первой помощи при наличии у работодателя здравпункта), выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в рабочей зоне;
е) подготовку работников для реализации мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных тренировок в условиях, приближенных к реальным авариям.
56. С целью своевременного определения и понимания причин возникновения аварий, несчастных случаев, микроповреждений (микротравм) и профессиональных заболеваниях в администрации сельского поселения устанавливается порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчетных документов.
Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи, микроповреждений (микротравм) и профессиональные заболевания оформляются в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение.
Реагирование на несчастные случаи (включая несчастные случаи при возникновении аварийной ситуации) направлено на достижение следующей основной цели СУОТ - проведения профилактических мероприятий по отработке действий работников при возникновении таких ситуаций, расследования причин их возникновения, а также их устранения.
57. Процесс реагирования на указанные в пункте 56 события включает в себя следующие подпроцессы:
реагирование на несчастные случаи;
расследование несчастных случаев.
Порядок реагирования на несчастные случаи, а также порядок их расследования работодателю рекомендуется устанавливать с учетом специфики деятельности.
58. Исходными данными для реализации подпроцесса реагирования на несчастные случаи является перечень возможных аварийных ситуаций в организации, а подпроцесса расследования несчастных случаев - вся информация, имеющая отношение к данному событию.
59. С целью своевременного определения причин возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний, в том числе микроповреждений (микротравм), работодатель, исходя из специфики своей деятельности, действующих государственных нормативных требований охраны труда, требований иных применяемых им нормативных правовых актов, утверждаемых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, и своих локальных нормативных актов обеспечивает проведение расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформление отчетных документов.
X. Управление документами СУОТ
60. С целью организации управления документами СУОТ администрация сельского поселения, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает формы и рекомендации по оформлению локальных нормативных актов и иных документов, содержащих структуру системы, обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между должностными лицами, на которых возложено исполнение функций специалиста по охране труда, обеспечивающие функционирование СУОТ.
61. Лица, ответственные за разработку и утверждение документов СУОТ, определяются на всех уровнях управления и назначаются распоряжением главы сельского поселения.
Администрацией сельского поселения устанавливается порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ, сроки их хранения.
62. Основными документами по охране труда в администрации сельского поселения являются:
а) план мероприятий по реализации процедур, направленных на достижение целей в области охраны труда в администрации сельского поселения;
б) положение об организации охраны труда в администрации сельского поселения;
в) должностные инструкции специалистов по охране труда (иных должностных лиц, ответственных за охрану труда);
г) инструкции по охране труда по должностям, профессиям или видам работ;
д) перечень профессий и должностей работников, проходящих первичный, повторный и другие виды инструктажей по охране труда в администрации сельского поселения;
е) план обучения работников администрации сельского поселения;
ж) перечень профессий (должностей) работников администрации сельского поселения, проходящих подготовку по охране труда в обучающих организациях;
з) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда в администрации сельского поселения;
и) перечень профессий (должностей) работников администрации сельского поселения, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте;
к) перечень профессий (должностей) работников, подлежащих медицинским осмотрам, психиатрическим освидетельствованиям, химико-токсикологическим исследованиям;
л) порядок обеспечения работников администрации сельского поселения средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
м) порядок обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией в администрации сельского поселения;
о) перечень работников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте в администрации сельского поселения.
63. В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяются контрольно-учетные документы СУОТ (записи), включая:
а) акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ;
б) журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;
в) записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдении за условиями труда и за состоянием здоровья работников;
г) результаты контроля функционирования СУОТ.