В первом полугодии 2018 году прокуратурой района приняты меры по обеспечению надлежащего надзора за законностью муниципальных нормативных правовых актов, проведению качественной антикоррупционной экспертизы актов и их проектов, в том числе приняты меры для активизации работы органов местного самоуправления по предупреждению принятия незаконных нормативных правовых актов на стадии нормотворчества.
В 2018 году прокуратурой района изучено 412 нормативных правовых акта, из них 141 решение, 271 постановление.
На нормативные правовые акты органов местного самоуправления в отчетном периоде принесено 124 протеста, в том числе 74 протест на незаконные нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, 50 - незаконные нормативные правовые акты исполнительных органов местного самоуправления.
В отчетном периоде в 3-х муниципальных нормативных правовых актах выявлено 8 коррупциогенных факторов.
Для приведения уставов муниципальных образований в соответствие с действующим законодательством проведена следующая работа.
15.01.2018 принесены протесты на уставы всех поселений
(1 городского поселения, 26 сельских поселений), как противоречащие федеральным законам от 03.04.2017 № 62-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 07.06.2017 № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях», от 29.12.2017 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 29.12.2017 № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
29.01.2018 в органы местного самоуправления Корфовского городского поселения и 26 сельских поселений Хабаровского района внесены правотворческие инициативы по приведению уставов в соответствие с Федеральным законом от 05.12.2017 № 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы», статьей 4 которого вносятся изменения в статьи 14.1, 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Главе Хабаровского района 29.01.2018 направлен модельный правовой акт в целях приведения устава Хабаровского района в соответствие с Федеральным законом от 05.12.2017 № 392-ФЗ. Также главе Хабаровского района 19.01.2018 направлен модельный правовой акт по внесению изменений в устав Хабаровского района по федеральным законам от 07.06.2017 № 107-ФЗ, от 29.12.2017 № 455-ФЗ. 09.02.2018 главе администрации и председателю Собрания депутатов Хабаровского муниципального района направлен модельный правовой акт в целях приведения устава Хабаровского района в соответствие с Федеральным законом от 05.02.2018 № 15-ФЗ.
31.05.2018 принесены протесты на уставы всех муниципальных образований (устав района,1 городского поселения, 26 сельских поселений), как противоречащие Федеральному закону от 18.04.2018 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления». В настоящее время органами местного самоуправления проводится работа по разработке проектов решений о внесении изменений в уставы муниципальных образований.
22.06.2018, во исполнение федеральных законов от 29.12.2017 № 443-ФЗ, от 31.12.2018 № 503-ФЗ, подготовлена инициатива прокурора района по внесению изменений в уставы, которая направлена в органы местного самоуправления для организации работы по внесению изменений в уставы муниципальных образований. В настоящее время органами местного самоуправления проводится работа по разработке проектов решений о внесении изменений в уставы муниципальных образований.
В отчетном периоде выявлены следующие нарушения бюджетного законодательства в муниципальных нормативных правовых актах.
13.06.2018 принесен протест на постановление администрации Малышевского сельского поселения от 23.05.2018 № 39 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Противодействие коррупции в Малышевском сельском поселении Хабаровского муниципального района Хабаровского края на 2018-2022 годы», как противоречащий пункту 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
28.06.2018 принесен протест на постановление администрации Хабаровского муниципального района от 31.03.2011 № 593 «Об утверждении Порядка перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению» (в редакции от 31.05.2011 № 1133), как противоречащий п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг».
В отчетном периоде прокуратурой района изучено 456 проектов муниципальных нормативных правовых актов.
Органам местного самоуправления направлено 34 отрицательных заключения о несоответствии отдельных положений проектов нормативных правовых актов действующему законодательству.
Коррупциогенные факторы выявлены в 8-х проектах нормативных правовых актах.
Сотрудники прокуратуры района приняли участие в 39 заседаниях органов местного самоуправления в правотворческой сфере.
В отчетном периоде прокуратурой района внесено 28 предложений в органы местного самоуправления Хабаровского района по дополнению планов работы указанных органов на 1 полугодие 2018 года о разработке отдельных нормативных правовых актов.
Прокуратурой района, с целью оказания органам местного самоуправления помощи в правотворческой сфере, разработано и направлено 7 модельных правовых актов. На основании направленных прокуратурой района модельных правовых актов, органами местного самоуправления принято 36 нормативных правовых актов.
В органы местного самоуправления направлено 224 информационных письма о необходимости приведения в соответствие с действующим законодательством уставов муниципальных образований, о необходимости принятия нормативных правовых актов.
В органы местного самоуправления Хабаровского района направлено 55 инициатив прокурора района по внесению изменений в уставы муниципальных образований Хабаровского муниципального района в связи с принятием Федерального закона от 05.12.2017 № 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы», Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Федерального закона от 31.12.2018 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В 2018 году в прокуратуре района продолжена практика внесения представлений об устранении причин и условий, способствующих нарушениям в сфере муниципального нормотворчества. Так, за отчетный период в органы местного самоуправления внесено 55 представлений о необходимости принятия отдельных нормативных правовых актов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В отчетном периоде прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Хабаровского муниципального района требований статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в ходе которой установлено, что администрациями 22 поселений не утвержден порядок принятия решений, предусмотренных абзацем 2 пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Допущенные нарушения законодательства создают условия по ограничению прав юридических лиц, исключают всестороннею защиту прав инвесторов, нарушают требования абзаца 2 пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, главам 22 городского и сельских поселений Хабаровского муниципального района 28.04.2018 внесены представления об устранении нарушений законодательства.
При проверке исполнения органами местного самоуправления законодательства о ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Хабаровского края, установлено, что глава сельского поселения «Село Петропавловка» не исполняет ст. 3 Закона Хабаровского края
от 26.11.2008 № 218 «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Хабаровского края». Главе сельского поселения «Село Петропавловка» 01.03.2018 внесено представление об устранении нарушений краевого закона (рассмотрено в срок, удовлетворено, нарушения устранены). Также в отношении главы поселения возбуждено дело об административном правонарушении по ст.19.7 КоАП РФ (вынесено предупреждение).
В первом полугодии 2018 года прокуратурой Хабаровского района, по результатам проверки выявлено нарушение требований статей 9, 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» главой Корсаковского сельского поселения Хабаровского района. В связи с чем, прокурором района 14.05.2018 главе поселения внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, удовлетворено, нарушения закона устранены.
Кроме того, за неразмещение в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления поселения, в отношении главы поселения 18.05.2018 возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое направлено мировому судье на рассмотрение.
В целях юридического просвещения органов местного самоуправления и повышения квалификации муниципальных служащих, на постоянной основе: прокурор принимает участие в межведомственных совещаниях при главе Хабаровского района; в прокуратуре проводятся рабочие встречи с главами поселений, специалистами администраций, депутатами; сотрудники принимают участие в заседаниях представительных органов муниципальных образований. Ежемесячно в органы местного самоуправления направляется информация правового характера с разъяснением норм законодательства для размещения на сайтах органов местного самоуправления.