Согласно нормам действующего законодательства, одним из оснований для проведения внеплановой проверки субъекта предпринимательства служит обращение граждан в уполномоченный орган контроля (надзора).
С 1 января 2017 года необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых были нарушены, стали законным основанием для проведения внеплановой проверки, является подтверждение заявителем в его обращении в орган государственного контроля (надзора) того, что до обращения в Роспотребнадзор он обращался с претензией к соответствующему хозяйствующему субъекту (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю) и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.
Кроме того, не могут являться основанием для проведения внеплановой проверки обращения, не позволяющие установить обратившееся лицо. При этом в случаях, когда изложенная в обращении или заявлении информация сама по себе может являться основанием для проведения внеплановой проверки, но имеются обоснованные сомнения в авторстве такого обращения, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) обязано принять необходимые меры к установлению обратившегося лица.
Обращения, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.